В связи со значимостью энергетического сектора для казахстанской экономики и развитием глобализации, актуальным представляется исследование особенностей энергетической политики Казахстана как одного из факторов расширения ее влияния в Центральной Азии.
Учитывая турбулентность мировой политики, мировой экономики и стоящие перед Казахстаном вызовы в энергетической сфере, для долгосрочного политико-экономического развития Казахстана в евроазиатском пространстве нужны новые подходы для осмысления энергетической проблематики региона.
При проявлении интереса к объекту исследования – геополитическое влияние Казахстана с учетом наличия и реализации принадлежащих ему минеральных и энергетических ресурсов, назрела необходимость в образовании аналитической группы экспертов, изучающих природу проблематики, эволюция правового оформления энергетического сектора (энергетическое право), барьеры на пути развития энергетики и путей их решения.
Применимые Центром исследовательские подходы в теоретическом плане позволят через анализ прошлого понять настоящее и в какой-то мере предвидеть будущее, а именно структуру будущих процессов и явлений. В практическом плане, выводы по вопросам энергетики могут быть применимы государственными органами для раскрытия основных направлений обеспечения энергетической безопасности Казахстана, перспектив расширения влияния Казахстана, разработке сценариев развития его энергетической политики.
Безусловно, энергетическая природа глобальных изменений, которые мы наблюдаем, далеко не бесспорны, однако, именно они, на наш взгляд, наиболее системно позволяют заглянуть в будущее и сформулировать возможные траектории энергетического развития.. В результате, Центром будет приобретен опыт в работе с разными взглядами развития мировой энергетики.
Казахстану в будущем надлежит столкнуться с рядом вызовов в то время когда еще вопросы обеспечения собственной энергетической безопасности не вполне решены, представляют собой во многом технический уклад 20 го века ( колоссальное использование угля) в то время, когда государство взяло на себя обязательства по Парижскому соглашению ( по климату), уменьшить выброс в атмосферу загрязняющих веществ.
Мы все наблюдаем, переход к неоиндустриальному развитию в развитых странах мира. Где, сложилось понимание политической и экономической элиты, процесса, по которому только усиленное промышленное развитие на базе новых технологии может обеспечить долгосрочное их лидерство в 21 ом веке и для этого требуются огромные усилия со стороны науки и бизнеса так и огромной поддержки государства. Так как основным двайвером роста экономики Казахстана является – энергетика, она могла бы выступить в авангарде перехода нашей страны на неоинновационное индустриальное развитие. Это можно сделать путем внедрения технических новых подходов или взять курс на поддержку других секторов экономики, где, Казахстан имеет конкурентные преимущества, и что в будущем возможно будет не менее ценным чем сама энергетика, например, сельское хозяйство.
Для укрепления, устойчивого развития энергетики и принятия долгосрочных решений и планов необходимо анализировать происходящие события в мире. Невозможно не принимать во внимание возможный вызов, связанный с падением потребления нефти, что, может значительно понизить ценность этого ресурса и связанная с этим перестройка мировой экономики.
В развитых странах мира идет реализация инновационного сценария по массовому развитию электрического транспорта. Доля электромобилей к 2050 году – 80 %, также разрабатываются необходимая инфраструктура и генерирующие мощности для обеспечения электричеством этих машин. Если предположить просто, что, хотя бы 15 % автомобилей Казахстана станут электромобилями то какое колоссальное напряжение испытают наши действующие электросети, имеются ли у нас такие сценарии, ведь запретить гражданам РК использовать экологически чистые электромобили наверное никто не запретит а главное где взять новые генерирующие электричество мощности. Все описанное наталкивает на мысли о создании в стране новой осмысленной энергетической доктрины, обновление долгосрочной энергетической политики, направленной на решение вопросов энергетической безопасности и устойчивого развития энергетики, главного драйвера накопления национального богатства.
Рост числа энергодобывающих стран в мире усиливает итак большую конкуренцию за рынки сбыта а также наращивание этими новыми субъектами добычи, применение новых технологии при добыче нефти в США (сланцевая нефть), ограниченность в физических возможностях точнее отсутствие выхода к морю для экспорта энергоресурсов, факторы, которые, нельзя не учитываться при долгосрочных стратегических планированиях Казахстаном.
Можно также предположить отдаленный гипотетический политический вызов связанный, с тем что, если предположить что в странах ОЭСР будет закончен переход на новый технологический уклад. Развитые страны не будут навязывать этот шаг на развивающиеся страны, которые, еще не перешли или находятся в начале пути к этому переходу по примеру Парижского соглашения, на их условиях, напоминающих современный неоколониализм. По сути, страны ОЭСР, стремятся к тому, чтобы превратить свою стратегическую слабость – низкую обеспеченность энергоресурсами, в преимущество, став лидером по энергоэффективности их использования и навязав другим странам собственные стандарты в этих вопросах.
Все эти и многие другие вопросы современности и недалекого будущего не находят должной осмысленности в Казахстане, что еще раз подтверждает особую важность этих вопросов, нет ни одного органа или аналитического центра, в фокусе которых находятся вопросы долгосрочных стратегических планов, корректировки имеющихся планов с учетом вносимых жизнью изменений, новое понимание путей развития глобальной энергетики.
Китай также имеет планы по обеспечению своей энергетической безопасности. В настоящее время им разрабатываются планы по добыче углеводородов на своей территории, ВИЭ, активно развивается атомная энергетика. Наблюдаемая нами мировая регионализация толкает соседей к более тесному сотрудничеству. Регионализация в свою очередь создает региональные институциональные отношения в энергетике, в инвестиционной составляющей, в области торговых отношений. Китай стремится снизить свою зависимость от более рисковых внешних поставок углеводородов, увеличив долю покупок у своих соседей (Россия, Казахстан).
При выстраивании взвешенной энергетической политики, в случае уменьшения в будущем поставок нефти в Западную Европу, республика, может компенсировать продажу и даже увеличить ее поставки в Китай.
Предполагается, что, в перспективе совокупность региональных энергетических кооперации станет играть все более важную роль в мировом энергетическом развитии.
Роль, экономический вес, занимаемый Республикой Казахстан в Центральной Азии, а также необходимая ресурсная составляющая для реализации своих внешнеполитических задач в энергетике, позволяет нашему государству выдвинуть ряд энергетических инициатив в регионе посредством тонкой энергетической дипломатии.